В заседании приняли участие член Общественного совета при Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребёнка, председатель РОО «СОЮЗ ОТЦОВ РТ» Адель Загретдинов, женщины-депутаты Государственного Совета Республики Татарстан, уполномоченный по правам ребенка в Республике Татарстан Ирина Волынец, учредитель БФ «Сила в детях», директор благотворительного фонда «Подари солнечный свет» Саниям Коваль.
Дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория, требующая к себе повышенного педагогического, психологического, социологического, медицинского и общественного внимания.
Семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), имеет особый статус и определенные трудности – дефицит общения, закрытость от внешнего мира, финансовые сложности, поскольку мама часто вынуждена уходить с работы, чтобы ухаживать за ребенком. Есть вопросы и в организации обучения детей, имеющих серьезные заболевания.
В связи с этим все еще остается актуальным вопрос интеграции данной категории детей в общество, и хочется отметить, что это направление находится на особом контроле у объединения «Мәрхәмәт – Милосердие».
На заседании круглого стола обсуждался вопрос тьюторов, которые должны сопровождать детей с ОВЗ. На сегодняшний день существует проблема: за одним тьютором закрепляют до 6-ти детей, в то время как у каждого ребенка с ОВЗ должен быть индивидуальный тьютор. Поступали вопросы от разных категорий участников: родителей волнует вопрос того, что будет с детьми после их смерти; поставщики услуг для детей с ОВЗ выдвинули просьбу разрешить студентам СПО работать в качестве тьюторов. Кроме того, очень важен вопрос дополнительного образования для детей с ОВЗ, так как среди них есть большое количество талантливых ребят. В рамках заседания сегодня было предложено провести ревизию всех образовательных организаций по инклюзии, занимающихся детьми с ОВЗ. В наши дни развитие инклюзивного образования становится актуальным как никогда. Напомним, что на сегодняшний день в Татарстане насчитывается порядка 29,5 тыс. детей с ОВЗ. Из них примерно 17,5 тыс. дошкольники, оставшиеся 12 тыс. — учащиеся начальных и средних учебных заведений. Основная задача — обеспечить преемственность в обучении детей с нарушениями в развитии. Участники круглого стола обсудили методики сонатал-педагогики, которая формирует пренатальную (дородовую) основу личности ребенка, помогает ему родиться здоровым, умным и талантливым, а маме научиться общаться с малышом еще до его рождения и выстраивать естественный режим дня, по которому будет жить новорожденный.
Кроме того, участники отметили необходимость полового воспитания у детей с ОВЗ, а также важность ведения здорового образа жизни с целью уменьшить количество рожденных с ОВЗ детей.
Было выдвинуто предложение о создании межведомственной комиссии по сопровождению детей с ОВЗ, включающую членство Минобрнауки РТ, Минздрава РТ, а также других учреждений и организаций, заинтересованных в решении данных вопросов.
На законодательном уровне острым остается вопрос определения статуса детей с ОВЗ, а также внесения понятия детей с ОВЗ.